Женщина на фото с Гоголем.
После заметки с фотографией Гоголя многие спрашивают, что за женщина с ним на снимке.
Это Анна-Мария Фалькуччи - жена художника Ореста Кипренского, автора знаменитого портрета Пушкина.
У нас в Третьяковке висит ее замечательный детский портрет - «Девочка в маковом венке».
Правда, когда Орест Кипренский писал его, девочку звали Мариучча, и была она дочерью итальянской натурщицы, с которой художник был близок.
А потом случилась трагедия, о которой говорил весь Рим.
Красавицу-итальянку нашли мертвой в квартире художника. Умерла она страшно - кто-то завернул ее в холст, облил скипидаром и поджег. Женщина сгорела заживо.
Через несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» от неизвестной болезни умер слуга Кипренского - молодой итальянец.
Кипренский был убежден, что натурщицу убил слуга, но его уверенность разделяли немногие. В городе открыто говорили, что убил натурщицу не итальянец, а сам художник. Полиция так ничего и не выяснила. Этот случай наложил отпечаток на всю жизнь Ореста Адамовича.
Константин Паустовский писал:
«Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить. В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».
Спешно покидая Италию в 1822 году, Кипренский определил 10-летнюю Мариуччу в римский католический Приют для неприкаянных, оставив при этом большую сумму на воспитание девочки, к которой был очень привязан.
Через семь лет, вновь приехав в Италию, он встретился с Мариуччей и влюбился в нее. Ей было 17, ему – 47. Для нее он принял католичество и летом 1836-го без огласки обвенчался.
Но, к сожалению, счастья этот брак не принес. Девушка не любила Кипренского, хотя и была благодарна ему за заботу.
Современники вспоминали о частых ссорах молодой женой и о постоянных запоях Ореста Адамовича.
Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался от скоротечного воспаления легких.
После его смерти Мариучча (именуемая в русских документах Марией Кипренской), прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и «Девочку с цветком в маковом венке». Деньги за проданные картины были ей отосланы, расписка в получении получена.
Через несколько месяцев после смерти Кипренского Мариучча родила его дочь, Клотильду.
Это было последнее известие о ее судьбе.
Далее следы затерялись.
#ОрестКипренский #Мариучча #Пушкин #Гоголь #фото #судьба #нелюбовь
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии